Перейти к основному содержанию
Главные новости

Информационные войны, информационный иммунитет, взаимодействие общества и государства, определяющее победу на всех фронтах

Информационная война — противоборство между двумя государствами или группами государств в информационном пространстве в целях нанесения ущерба государственным информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным и другим объектам; подрыва политической, экономической и социальной систем; массированной психологической обработки населения для дестабилизации общества и государства, а также принуждения государства к принятию решений в интересах противоборствующей стороны.

Большая Российская энциклопедия

 

— Отец Александр, вы являетесь постоянным членом межведомственной комиссии по профилактике экстремизма мэрии г. Новосибирска. Кроме того, вы руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии. Вам приходится выступать на телевидении, в прессе, в различных молодежных аудиториях, публиковаться в интернете. В своих выступлениях и публикациях вы часто говорите об информационных войнах…

— … без которых невозможно более или менее эффективное ведение любой войны, в том числе и той, под которой мы понимаем организованное вооруженное нападение или такое же организованное вооруженное противодействие. Впрочем, боевых действий может и не быть, если информационная война ведется на высоком технологическом и психологическом уровне, настолько высоком, что становится эффективнее боевых действий.

— Оранжевые революции?

— И они тоже. С целью свержения политического строя одного государства, другое государство в течение определенного времени (иногда достаточно длительного) использует любую информацию в качестве своего оружия, то есть представляет её в выгодном для себя свете, параллельно очерняя политическую власть противника. Это, конечно, всегда манипуляции. Делается это с целью создания в обществе напряженной, нервозной обстановки, а в идеале переформатирование сознания населения или части населения и подготовки социальной почвы для протестных настроений, выступлений, политических переворотов.

Сегодня многие цитируют книгу «Искусство войны», написанную китайским философом и полководцем Сунь Цзы. Он придавал большое значение психологическому влиянию на противника. Если коротко, то всё, что сплачивает общество страны-противника, необходимо разлагать и уничтожать. То есть всячески подрывать уважение и доверие к власти. Дискредитировать славные страницы истории и культуры государства, традиционную религию. Разрушать семейные ценности. Развивать в молодежи вольнодумие, неуважение к старшему поколению. Всюду сеять распри. Это и понятно, ведь государство — это целая система, состоящая из массы элементов, поддерживающих её работу. Если эти элементы целенаправленно разрушать, или хотя бы нарушать их функции, то и вся система начнет давать сбои. И каждый сбой чреват серьезными последствиями.

— Книга написана 2,5 тысячи лет назад, но актуальна до сего времени.

— И нет ничего нового под солнцем, сказал Екклесиаст. Что мы видим сегодня? Пятая колонна, агенты влияния, странные фонды, спонсирующие всякие подозрительные мероприятия, в том числе псевдокультурные (духовно развращающие зрителя фильмы, спектакли, выставки), журналистские «расследования» на тему «в России всё было плохо и будет плохо», порочащие власть, армию, полицию, медицину, интервью с известными людьми, некогда обласканными властью и народом, теперь эту власть и народ поливающие грязью.

Очень серьезная, разлагающая общество работа ведется в интернете…

— Простите, что перебью: сегодня появляется много предложений ввести в интернете цензуру. Этому у нас противятся, хотя, например, некоторые соцсети запрещены в Австралии, Канаде, еще где-то… — и ничего.

— В интернете есть очень хороший образовательный контент, его много. Есть социальные сети, на которых обсуждаются серьезные вопросы, хорошо представлены профессиональные платформы. Но даже здесь нужно быть внимательным, потому что даже в таком проверенном и безопасном, казалось бы, месте мы можем столкнуться с инакомыслием, деструктивной идеологией.

— Например, подвергнуться атаке вербовщиков в экстремистские сообщества, в тоталитарные секты, например.

— Это происходит значительно чаще, чем мы можем предположить. Существует статистика, согласно которой половина населения проводит в интернете 6-7 часов ежедневно. Вероятность, что такой человек столкнётся с разного рода манипуляторами, вербовщиками практически стопроцентная. Другое дело, кто-то не обращает на них внимания, кто-то обращает, но благодаря развитому критическому мышлению сразу отвергает, а кто-то, заинтересовавшись, принимает. Ведётся, как говорят. Тем более что заинтересовать, умеючи, можно почти любого. Ведь это не делается наобум, этому учат.

— 6-7 часов в интернете ежедневно… Это по силам только школьникам, вышедшим из-под родительского контроля.

— А пожилые люди, а домохозяйки? Но, конечно, под прицелом вербовщиков и мошенников на доверии находятся преимущественно молодые люди. Молодежь — особый контингент, который в силу своей социально-психологической неустойчивости, максимализма, не сформировавшегося критического мышления, отсутствия высоконравственных моральных приоритетов и присущего стремления к излишней активности (что называется «за любой кипиш»), всегда находится в группе высокого риска.

Есть несколько видов экстремизма: политический, экологический, националистический, религиозный и так далее. И среди них сегодня эксперты выделяют еще один вид — подростково-молодежный экстремизм. Это показывает, насколько серьезной является проблема.

Пример — «адепты» ныне покойного Навального. Подростки, руководствуясь больше стадным чувством и общей движухой, нежели обещанным им «светлым будущим», массово выходят на улицы городов. Призыв прозвучал в соцсетях.

Ещё, известный многим, пример — через соцсети любители аниме, несчастливого в Японии числа 4, пауков и массовых драк (ЧВК «Рёдан») почти мгновенно собирались в каком-то месте — все их передвижения управлялись через Telegram. Сколько у нас таких молодежных движений, призывающих ловить, бить, крушить? Предостаточно. Об одних мы хорошо наслышаны (колумбайнеры, «охотники за головами», М.К.У, АУЕ), о других нам не так много известно, а какие-то ещё только появятся. Их придумают взрослые дяди, например, украинские ципсошники под присмотром Великобритании или Большого Американского Брата, у которого в планах сеять по всему миру раздор, смятение, страх.

— А вот телефонные мошенники, которые заполонили страну, это ведь тоже их рук дело — ципсошников?

— Наверняка есть и доморощенные телефонные мошенники, но учитывая масштаб преступлений, совершенно ясно, что эта работа укронацистов. Да, собственно, они и сами этого не скрывают.

— Но как же им верит столько людей?

— Повторяю, мошенников этому учат. Здесь необходимы не только хорошие актерские данные, но современные технологии, которые они активно используют. В новостях пишут, что «разводят» в основном пенсионеров, хотя это не так. «Разводят» и молодых людей. Мошенником или группой мошенников применяются методы настолько массированного психологическое давления, что в результате человек даже менее всего внушаемый, теряется и полностью подчиняется преступникам, выполняя все их распоряжения. Самое ужасное, что выманенные таким образом деньги (очень большие деньги!) идут на поддержку ВСУ, на них украинские нацисты покупают оружие, из которого убивают наших солдат, мирных жителей Курской и Белгородской областей, Донбасса.

Что касается вербовщиков в тоталитарные секты, то времена, когда сектанты привязывались к людям на улицах, прошли. Сегодня они перенесли свою активность в соцсети. Проникновенно говорят о любви, верности, вечных ценностях, красивые фотографии выкладывают и кто-то начинает им верить. А вот то, что немало сект работает с подачи западных спецслужб, многим и невдомёк. А ведь так и есть. Если перечислять тоталитарные организации, которым активно помогают спецслужбы, то список получится длинный: сайентологи, мормоны, неопятидесятники, иеговисты, неоязыческие сообщества, некоторые молодежные субкультуры…

— В сетях пишут о зреющих внутри страны межрелигиозных конфликтах, которые могут нанести серьезный урон нашему многонациональному обществу. По-видимому, здесь тоже чувствуется рука заокеанских «партнеров».

— Разговоры о каких-то серьезных межрелигиозных или межнациональных конфликтах как раз и выгодны нашему противнику. Потому что они только способствовали бы росту напряжённости в нашем многонациональном обществе. На самом же деле серьезных конфликтов нет. Некоторая локальная нестабильность в отношениях может иногда присутствовать, и причины этого — да, их работа. Центры информационно-психологических операций западных спецслужб обрабатывают как трудовых мигрантов в России, так и население бывших советских среднеазиатских республик: взбросы, фейки, лозунги «это не наша война», «зачем помогать русским» и всё такое прочее с обязательным религиозным подтекстом. Но хочу подчеркнуть: несмотря на то, что в Средней Азии их агрессивная пропаганда (и в первую очередь, этой пропаганде подвержены опять же молодые люди) если и даёт результаты, в России видимых успехов противник не добился.

— Наверное, благодаря и нашему умелому противодействию?

— Здесь многое делает наш президент, который строит сильное государство. Что значит сильное. Вот его слова: «Каждый из нас в своих словах и поступках должен исходить из главного - что главное? - из коренных интересов нашего собственного многонационального народа, всегда помнить, что межнациональное и межрелигиозное согласие - это основа российской государственности. Все другое, всякая другая позиция имеет антироссийскую направленность и составляющую». Вот так. Это согласие по основным вопросам у нас есть.

— Вы упомянули трудовых мигрантов. Задача, как считают, трудноразрешимая.

— Но она решается и надеюсь, будет решена. На заседании Межрелигиозного комитета России Святейший Патриарх Кирилл обратился к религиозным лидерам страны с призывом совместно решать эту проблему, чтобы страна не превратилась в конгломерат национальных анклавов, в которых будут проживать люди, не знающие ни русского языка, ни истории, культуры и традиций народов России. Да к тому же негативно настроенных.

— Эти анклавы, наверное, можно рассматривать и как очаги терроризма на российской земле.

— Терроризм был и пока остается проблемой для всего мира и для России в том числе. Потому что противодействие терроризму должно стать общенациональным делом. Так сказал наш президент. Но мы работаем. В областях, регионах создаются межнациональные и межрелигиозные советы, проводится широкая просветительская работа, но и этого пока недостаточно. Потому что борьба с международным терроризмом, это борьба с одним противником, который является лишь частью огромной хорошо организованной и боеспособной армии, объединившей в себе множество таких противников. Иными словами, международный терроризм — детище США и Великобритании. Война на Украине — это война с НАТО, а фактически еще одно их детище. Есть и другие исчадия — международное сектантство, деструктивные молодежные субкультуры, ЛГБТ и так далее. Противник один, но с ним приходиться драться на разных фронтах. Это тяжело. И мы не победим до тех пор, пока дело победы не станет личным делом каждого. Понимаете?

— У русских как: пока все руки не отдавят, на ноги не встанут …

— Но чем раньше мы поднимемся, тем скорее одолеем врага. Только надо подняться всем разом. Давайте вспомним Смутное время в начале 17 века, когда Россия стояла на грани утраты суверенитета (слава Богу, об этом сейчас речь не идет, но положение все равно тяжелое). Но когда наш многонациональный народ вдохновился и объединился, мы дали достойный отпор врагу: прогнали поляков, положили конец междоусобной брани, восстановили сильную власть, вернули себе мировой авторитет. Уверен, так будет и в этот раз.

— Однако пока война в разгаре, и информационные атаки продолжаются.

— Продолжаются. Но и мы информационно атакуем, это ведь не игра в одни ворота. А эффективно атакуя мы одновременно и хорошо защищаемся. Хотя некоторые эксперты заявляют, что мы пока уступаем противнику в этой области. Вроде и кадры есть, и технологии, но что-то идет не так. В целом, конечно. Потому что отдельные победы и у нас тоже происходят. Но хотелось бы решительно наступать по всему информационному фронту.

— Что, по-вашему, сегодня необходимо делать в первую очередь, чтобы не проиграть информационную войну.

— Быстро и точно исполнять Указы президента.

— ?..

— Поясняю. Одной из основных причин наших внутренних и внешних неудач стал духовный и нравственный вакуум, образовавшийся у населения. Мы не можем его заполнить до сих пор. Для его устранения недостаточно одной церковной проповеди. В этом должно быть заинтересовано государство. Необходимо ввести духовно-нравственное воспитание в систему дошкольного, среднего и высшего образования, наполнить духовно культуру, искусство, подключить средства массовой информации. Ответственность за это целиком и полностью должна лежать на государстве.

Почему это нужно государству. Потому что русская идея — помните, об этом в свое время много рассуждали, — есть постоянное движение к Богу. Верующие, церковные люди в отличие от неверующих, сомневающихся, наиболее защищены от жизненных ошибок. Есть в них духовный стержень, который позволяет им держаться духовно-нравственных ориентиров, не отклоняться от выбранного пути, который указывает им Господь.

Так вот: понимая это, в ноябре 2022 года наш президент подписал Указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», которые, подчеркиваю, сформировались под влиянием традиционных для России религий, в частности Православия. Так и сказано в этом документе. А поэтому эти ценности не какие-то там общечеловеческие, а именно христианские, православные, венцом которых является искренняя, светлая вера в Бога. Иными словами, наша нравственность имеет духовные, религиозные корни, поэтому, чтобы сохранить и укрепить традиционные ценности, которые являются гарантом незыблемости, устойчивости общества (в том числе устойчивости ко всякому информационно-психологическому давлению), нужно обращаться к религии. В школах сейчас преподают Основы православной культуры, это хорошо, но часто это преподавание ведётся для галочки, поверхностно, а нужен серьезный, глубокий разбор темы.

— Как, например, раньше преподавали в школах историю КПСС… Кстати, в свой моральный кодекс коммунисты вписали нравственные правила, о которых говорит Евангелие. Позаимствовали, так сказать.

— Если президент призывает укреплять духовно-нравственные ценности, то сделать это можно только через серьезное изучение традиционной религии. А у нас в некоторых образовательных учреждениях до сих пор упорно противятся даже такому «безобидному» предмету, как Основы православной культуры, что подчеркивает не столько частные мнения отдельных преподавателей отдельных школ, сколько атеистическую, богоборческую позицию образовательной системы. То есть получается, что российское образование за нравственные принципы, но без Евангелия. Как при коммунистах. А это все равно, что строить дом на песке.

Резюме такое. Раньше мы говорили: не нужно вводить в школу Закон Божий, давайте введем Основы православной веры, этакие полумеры. Но сейчас пришло время говорить именно о духовно-нравственном воспитании. Потому что полумеры не работают. Они не создадут иммунитет к вражескому информационно-психологическому воздействию, тот самый информационный иммунитет, который в том числе определяет и ментальную безопасность, и, в конечном счете, безопасность страны.

Президент четко сказал, что Указ является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности. Если религия душа нации — так говорят, — то речь идет и о спасении национальной религии (религий) тоже. Так вот и нужно подходить к вопросу национальной безопасности со всей серьезностью, и никаких больше полумер. Хватит уже.

— Но Церковь боятся, боятся, что она зацензурирует всё и вся, нарушит свободу, мнимую свободу, конечно.

— Церковь всегда была и будет гонимой. Ею всегда будут недовольны. Обратите внимание, государственная цензура и без того ужесточается, но особых протестов по этому поводу не слышно. Но если бы те же самые запреты были введены по инициативе Церкви — вот криков было бы. Но что ж теперь, плыть по течению?

— Хорошо. А какие практические советы вы дали бы обычным людям, чтоб они могли избежать опасности — в тех же соцсетях.

— Будьте внимательны, будьте бдительны, будьте рассудительны. Соблюдайте цифровую гигиену. Что это значит. В Telegram много каналов, но старайтесь пользоваться только проверенными, официальными каналами, подтвердившими свой статус, и за всё время не участвовавшими в распространении ложной информации, не ищите в этом мессенджере на свой страх и риск какую-то дополнительную информацию, потому что в этом случае легко нарваться на обман. То же самое касается и других информационных ресурсов. Не гонитесь за количеством, держитесь качества. Смотрите на то, как написано, кем написано, какие выводы делает автор, насколько они убедительны.

Проверяйте. Если вы прочитали что-то, с чем не можете согласиться, что-то вас настораживает, гнетёт — загуглите, рассмотрите другие мнения, часто это позволяет определить, был ли перед вами фейк или эта информация соответствует действительности. Но часто бывает и так, что информация правдивая, а выводы надуманные, неверные. Будьте готовы к этому. Учитесь рассуждать, анализировать.

Тоже самое касается общения в соцсетях. Не ввязывайтесь лишний раз в переписку с незнакомцами, даже если вы в теме. Подумайте прежде, а надо ли вам перед кем-то раскрываться, что-то доказывать, спорить. Вы в этот момент наиболее уязвимы, и если в ваших знаниях есть пробелы, профессионал-вербовщик может воспользоваться вашим состоянием, он знает, как это сделать. Старайтесь не задавать в этот момент много вопросов, если не разбираетесь в проблеме. Поверьте, есть много других источников, из которых можно черпать достоверную информацию. Вспомните о хорошем правиле: молчание — золото.

Я хочу, чтобы все поняли: и один в поле воин. Но если рядом будут не десятки и сотни, а тысячи и тысячи других воинов, всё общество, объединённое общей идеей, общей верой, то это уже серьезная сила. И тогда никакая ментальная война, цель которой заключается в уничтожении ментальности, самосознания, будет не страшна.

А государство это понимает и будет оказывать всяческое содействие. Потому что оно не может существовать без общества, но и общество не продержится без государства, которое не даёт ему распасться. Как говорил отечественный мыслитель, философ 19 века Владимира Соловьева: «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».

Вопросы задавал Николай Кузнецов