Перейти к основному содержанию
Главные новости

ПОМОГАЕМ СВОИМ: НОВОСИБИРСКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ В ПЯТЫЙ РАЗ ПОБЫВАЛИ В ЗОНЕ СВО

В конце апреля состоялась очередная (пятая) поездка в зону проведения СВО с гуманитарным грузом для местных старообрядцев и для воинов-сибиряков. Как сказал организатор этой миссии о. Сергий Рожков, поездки могло и не быть. Но обо всём по прядку…

Действительно, этот выезд в зону спецоперации не был запланирован на апрель. Новосибирская община в обычном режиме собирала гуманитарную помощь, денежные средства, продукты длительного хранения. В трапезной хозяйственного корпуса практически ежедневно собирались женщины и плели маскировочные сети. Поездка была намечена на осень, когда, как планировалось, будет собрано достаточное количество денежных средств для закупки всего необходимого. Однако, помощь пришла, как говорится, откуда не ждали. Старообрядцы из Австралии организовали сбор средств для нашей миссии, и тем самым быстро восполнили необходимое количество средств и ресурсов для организации поездки.

При помощи наших прихожан была сделана часть закупок – промышленные товары и продукты длительного срока хранения. Также наши женщины совместно с общественной организацией «Тёплышки Сибири» сделали более десятка маскировочных сетей. Всё это было отправлено транспортной компанией в Воронеж, где ожидало перегрузки на транспорт, который пойдёт непосредственно на Луганщину и Донбасс.

Отправная точка для нас с о. Сергием, как обычно, была Москва. Там о. Сергий выкупил зарезервированные заранее тепловизоры и приборы ночного видения для наших воинов, а старообрядческая митрополия выделила легковой автомобиль, на котором нам надлежало проделать путь сначала до Воронежа, а потом и в прифронтовую зону СВО. В Воронеже нас ждала «ГАЗель» с водителем Александром, который уже не в первый раз отвозит наши гуманитарные грузы по назначению. Значение этого транспорта для нас трудно переоценить, за что мы не перестаём благодарить местного предпринимателя Антона П. В этот раз Антон Геннадьевич помимо машины оказал ещё и материальную помощь – на его средства была закуплена часть продуктов и бытовой химии.

Получив в транспортной компании новосибирский груз, мы отправились на закупку продуктов и других товаров в магазины «METRO» и «Светофор». Загрузив полностью «ГАЗель» и московскую «Шкоду», мы выехали по федеральной трассе М4 «Дон» в направлении пограничного контрольного пункта в Бугаёвке Воронежской области. Путь предстоял неблизкий и нам пришлось заночевать в придорожной гостинице. Рано утром мы выехали, и через небольшой промежуток времени были уже на пропускном пункте. Правда, из-за дорожных ремонтных работ нам пришлось простоять там около двух часов. Сразу оттуда мы поехали в Луганск. Надо сказать, что российская власть на новых присоединённых территориях быстро проводит восстановительные работы. В первую очередь это касается автодорог. Дороги, связывающие собой города и райцентры, находятся в идеальном состоянии. Везде есть освещение, внятная разметка, ограждения и прочая необходимая дорожная инфраструктура. Местные жители говорят, что украинская власть дорогами в провинции не занималась вовсе; не развивала промышленность и сельское хозяйство. Как будто чувствовала, что рано или поздно она всего этого лишится. Действительно, экономически регион далеко не на высоком уровне. Мы проезжали через множество заброшенных не работающих шахт и промышленных предприятий. Однако сам Луганск, по наблюдениям о. Сергия, весьма преобразился. Если ещё прошлой осенью город выглядел серым и безлюдным, то сейчас он ничем не отличается от обычного российского города. На улицах много народа; в обычном режиме работают магазины, кафе, общественный транспорт. О нынешней войне говорит лишь видимая малочисленность мужского населения, которое либо воюет, либо вынуждено уезжать на заработки, да встречающаяся на дорогах военная автотехника с литерами «Z», «О» и «V».

Проехав Луганск, мы направились в сторону ДНР, где была первая точка остановки нашей гуманитарной миссии – село Ольховатка. Об этом селе, где есть наш старообрядческий храм, а также о селе Городище, о. Сергий писал в материале о предыдущей поездке, так что повторяться не будем. Скажу лишь, что ольховатские прихожане во главе с председателем общины Татьяной Александровной уже ждали нас возле храма. Всего мы запаслись двумя тоннами продуктов, бытовой химии и предметов первой необходимости. В Ольховатке мы оставили часть груза, который будет распределён не только среди жителей села, но и достанется старообрядцам из Дебальцево, Донецка и Горловки. Названия этих населённых пунктов не сходят с новостных лент СМИ – такая вот печальная известность. И я обращу внимание уважаемых читателей, что в этих городах живут наши братья-старообрядцы, которые нуждаются в гуманитарной поддержке. Надеюсь, что в дальнейшем всё больше и больше наших христиан будет откликаться и принимать участие в сборе необходимой помощи. К тому же, мы доставляем эту помощь адресно – из рук в руки.

В Ольховатке нас угостили постным обедом и интересным общением. Конечно, главная тема всех разговоров в тех краях – когда же наступит мир. В 2014 – 2015 годах в той местности шли ожесточённые бои, был эпицентр т.н. «дебальцевского котла». Тогда людям попросту некуда было уходить в эвакуацию, и они оставались на месте. Случалось так, что на их дома падали снаряды, но Господь их всё же сохранил; их настоятеля о. Александра Карабанова боевики из «Правого сектора» (экстремистская организация, запрещенная на территории России) ставили «к стенке», но односельчане отстояли, не дали батюшку в обиду. До сих пор его вспоминают с умилением и ласковым словом.

Ну а нам надо было продолжать путь. Жители Ольховатки сердечно поблагодарили через нас всех жертвователей и неравнодушных людей за помощь и молитвы, и благословили нас в дорогу.

Ближе к вечеру мы прибыли в с. Городище. Первое, что мы увидели – возле церковной богадельни стоял военный «Урал». Крепкие бородатые бойцы (возможно, кавказцы) выгружали коробки и банки – привезли продукты для инвалидов, которых призирает о. Владимир, местный настоятель. Время от времени у солдат скапливаются излишки продуктов, которыми они с любовью делятся с местным населением. Закончив разгрузку, о. Владимир повёл нас посмотреть богадельню. Это действительно дом призрения, в котором проводят свои дни люди больные, нищие, не имеющие ни жилья, ни родных. За ними нужен постоянный санитарный уход; многие из них не способны даже элементарно обиходить себя. «Здесь не только старообрядцы, - говорит о. Владимир, – везут сюда всех, а я их принимаю, не бросать же их на произвол судьбы». Но не только эти несчастные находятся на попечении у настоятеля; у него на руках обездвиженная в течение тридцати лет жена Екатерина и старенькая мама – тоже инвалид. Глядя на условия жизни этих людей как-то по-другому начинаешь ценить собственную жизнь, здоровье, мирное небо над головой, бытовой комфорт и отношение к другим людям. Особенно к тем, которые не могут обойтись без посторонней помощи.

Разгрузив «ГАЗель», мы отправили нашего водителя в обратный путь, в сторону пересечения бывшей российско-украинской границы. А сами, пообщавшись с о. Владимиром и матушкой Екатериной, поужинали и устроились на ночлег в доме при храме.

Рано утром мы выдвинулись в конечный пункт нашего путешествия. Нам предстояло посетить и передать необходимые вещи нашему воину – прихожанину новосибирской общины Вадиму Б. Он служит в 25-й Армии и находится в городе Кременная – там, где раньше служили наши прихожане Максим и Дмитрий Васильевы. То направление считается прифронтовой зоной. Очень часто встречаются блокпосты, на которых проверяется весь транспорт и личные документы. Не раз на этих блокпостах приходилось встречать среди постовых наших земляков – ребят с Сибири и Алтая. Они как-то по-особому радовались встрече, узнав откуда мы приехали, и всегда желали нам доброго пути.

Проезжая по окраинам Северодонецка приходилось наблюдать страшные картины. Этот район очень сильно пострадал от боевых действий. Прямо вдоль дороги стоят разрушенные жилые дома. По характеру разрушений можно догадываться какой ад здесь был во время боевых действий. Разрушены не только многоэтажки, но и прилежащие районы частной застройки – нет ни одного целого строения или дома. Дальше за городом располагается большая промзона. Точнее сказать – располагалась. Сейчас здесь сплошные руины. Некогда ровная грунтовая дорога изрыта ямами и ухабами от снарядов, поэтому продвижение по ней шло довольно медленно. И опять блокпосты, блокпосты, блокпосты…

На последнем блокпосту, на въезде в Кременную нас остановили окончательно – не дали добро на въезд в город. Нужно либо получать разрешение в гражданской администрации, либо каким-то образом выходить на связь с бойцами и вызывать их на блокпост. Но вся штука в том, что связи там никакой нет! Телефоны не ловят, интернет не работает. Пользоваться интернетом могут лишь гражданская администрация и военные. Но так просто связь у них не выпросишь – всё строго под контролем.

Прождав у моря погоды, о. Сергий отправил меня в администрацию города Рубежное за пропуском или хотя бы найти способ связаться с Вадимом и сообщить ему, где мы его ждём. Я благословился и поехал. Куда именно ехать я не знал, известно было лишь направление. Но о. Сергий приободрил: «Выедешь после поворота на асфальт, а там спросишь. Язык-то и до Киева доведёт. А Киев как раз недалеко!», - пошутил батюшка. Так оно и вышло – поехал по заданному направлению, а там спросил у встречного мотоциклиста. Оказалось, что я еду прямо в Рубежное.

В Рубежном добрые люди подсказали как проехать в администрацию. Там я обратился к заместителю мэра за помощью: представился, сказал кто мы и откуда, какие у нас проблемы. Игорь Валентинович (так звали заместителя мэра) сразу вник в суть дела и пообещал оформить разрешение на въезд в Кременную. Но перед этим он предоставил мне выход в интернет, и я смог связаться с Вадимом. Объяснил ему, где мы находимся и попросил подъехать на место.

Пока о. Сергий ожидал меня из Рубежного, один боец из БАРСа вызвался помочь, передать в нужный адрес информацию о нашем прибытии. Кстати, многие, видя батюшку в рясе у обочины, останавливались и предлагали помощь – удивительное чуткое отношение к людям и к священнику, в частности. Вот уж воистину – своих не бросаем! И получилось в итоге так, что я вышел из Рубежного на связь с бойцами и одновременно наш добровольный помощник из БАРСа тоже передал информацию лично Вадиму.

Приехав обратно, я уже видел рядом с о. Сергием радостного Вадима. Он только что подъехал, и они вместе с батюшкой стали перекладывать груз в местную машину. Ну а потом были скорые разговоры о жизни «за ленточкой», о военных буднях и о долгожданном мире. Главную мысль, а точнее вывод из всей настоящей ситуации Вадим выразил так: «Пока каждый человек не побывает здесь, не увидит всё собственными глазами, не пообщается с солдатами, с мирным населением, - он не прочувствует, как сейчас важна помощь и вклад в победу от каждого человека. Тогда и оборонная промышленность заработает как надо, а там уже будет и войне конец». Это сказал не военачальник, не стратег, не командир, а обычный боец, рядовой, который видит положение дел не на оперативной карте, не в интернете, не в сводках новостей, а своими глазами – перед собой, порой под звук летающих вражеских дронов и грохот артиллерии.

Кстати, эту «арту» пришлось послушать и нам. Пока разговаривали с Вадимом, наши активно лупили в сторону врага. Да так громко, что каждый раз приходилось вздрагивать и покачиваться от взрывной волны. Однако местные жители на эти звуки никак не реагируют – привыкли за десять лет. Слышались вдалеке и вражеские «прилёты», но, слава Богу, эти разрывы были километрах в десяти от нас – там как раз сейчас проходит линия фронта.

Но… Нам всем пора уже осознать, что линия фронта должна проходить через сердце каждого человека. Буквально каждый из нас должен себя спросить, а что он сделал для вклада в победу, чем он помог нашим ребятам, которые воюют, не щадя живота своего? Этот вклад может быть разным. Кто-то жертвует денежные средства, кто-то продукты, одежду и амуницию, кто-то, как наши новосибирские женщины, плетёт для бойцов маскировочные сети. Кстати, а вы знаете, что в тех местах сеть – это самый ценный расходный материал? Вы бы видели с какой радостью бойцы принимали от нас эти сети, и как они благодарили наших добрых женщин! В Кременной на автозаправке о. Сергий видел несколько машин с новосибирскими номерами. Подойдя к бойцам и познакомившись, он узнал, что они действительно наши земляки. Ну как тут не сделать подарок своим людям? И этим неожиданным подаркам солдаты радовались как дети. Но мне кажется, что они радовались не столько сетям, сколько проявлению заботы и внимания с нашей стороны. Я говорю не о нас лично, а о всех гражданских, о всех россиянах, которые помогают фронту.

Настало время проститься с Вадимом и держать путь домой, в абсолютно другую жизнь. В жизнь, где нет войны, нет шума «прилётов», нет страшных видов разрушенных городов и не менее страшных рассказов мирных жителей. По крайней мере, так я раньше думал. Теперь же думаю иначе. Нет никакой спокойной мирной жизни. По крайней мере, пока там, на западных рубежах России идёт война.

Но всё равно, с въездом в Воронежскую область жизнь действительно почувствовалась спокойнее. Всего лишь ночь в пути, и мы опять в Москве, а немного погодя – в родной Сибири. И не успев выдохнуть после этой поездки, начинаешь думать уже о следующей: что привезти бойцам и гражданским, как сплести побольше сетей, как приобщить к этому богоугодному делу как можно больше людей? Может быть у вас, уважаемые читатели, есть ответы на эти вопросы? Если есть – поделитесь пожалуйста!

P.S. Буквально вчера удалось выйти на связь с ещё одним нашим бойцом-сибиряком, прихожанином минусинской общины Павлом Г. - находится в госпитале в Луганске. Слава Богу, не по ранению, а по обострению старых болячек. Сегодня пришла информация от другого нашего земляка – Олега К. из прихода г. Бийска. Тоже жив-здоров, и тоже в Луганске. Жаль, что мы с о. Сергием не знали об этом раньше, может встретились бы с ребятами. А может ещё и встретимся!

текст и фото: А. Емельянов

https://www.sibstarover.ru/novosti-obshchiny/pomogaem-svoim-pyataya-poezdka-na-donbass

    Фотографии
    Image